aletheiaagathon

Category:

«Грейхаунд» (2020) и «Враг под нами» (1957)

Узнав о появлении фильма про эсминец, отбивающийся от подводных лодок и возглавляемый старым капитаном (но при этом новичком), я решил, что Голливуд выпускает ремейк. Но оказалось, это разные фильмы.

Роберт Митчум показывал человека, который должен преодолеть репутацию неудачника и добиться признания в команде, и это было одной из трех главных линий фильма. Вторая была, собственно, демонстрация военных действий. А третья – противостояние двух специалистов, уважающих друг друга, мужественных, стойких, умелых, ловких, хитрых. 

В фильме 1957 года нам показывали происходящее и «снизу»: с позиции немецких подводников. И это позволяло отчасти ощутить, каково это, когда хрупкое относительно окружающего океана суденышко испытывает разрывы глубинных бомб, а спасаясь от них, опускается на глубину, где ее может раздавить весом воды над ней. 

Родство двух офицеров подчеркивалось и фразами вроде: «Он просто делает свою работу. И, возможно, она нравится ему не больше, чем мне». «Ничего личного, просто бизнес» – за 15 лет до того, как эту фразу произнесут в другом фильме. И то, что уважение и человечное отношение к врагу не пустые слова, нам показывают в заключительных сценах, где герой Митчума буквально рискует собственной жизнью, чтобы спасти немецких моряков с тонущей подводной лодки.

«Грейхаунд», конечно, совершенно иной. 

Хотя в случае с героем Хэнкса нам, зрителям, тоже не понятно, почему в возрасте под 60 капитан все еще ходит на эсминце, но никаких сложных отношений с экипажем он не имеет. Субординация на корабле отличная, никто не пытается оспаривать его авторитет.

Позицию врага нам тоже не показывают. Хотя в ответ на радость молодого офицера от гибели пятидесяти немецких моряков капитан однажды говорит: «да, погибли пятьдесят человек» - с акцентом на последнем слове.

Большое значение в фильме имеет религиозность капитана. Он не ест и не спит (на всякий случай, если мы этого сами бы не поняли, нам это регулярно по ходу фильма подчеркивают словами кока), а только занят уничтожением врага.

Капитан орудие Бога: добрый пастырь кладет душу свою за овец (транспортные корабли в его конвое). Хотя, учитывая название фильма и корабля, собака-пастух в течение всего фильма бегает вокруг стада, пытаясь спасти овец и вступая в схватки с волками

С помощью своей веры герой Хэнкса даже расположение врага определяет лучше, чем его корабельный радар. В фильме в самом деле есть сцена, где радар показывает, что враг слева, весь мостик ждет, что туда же направится «Грейхаунд», но капитан произносит «Господь направит стези твои» и командует «право руля». Исполнители так поражены, что передают приказ с задержкой несколько секунд, и в течение пары минут нам показывают, как команда подозревает командира в ошибке (радар потерял цель), но потом – раз! И подлодка оказывается прямо по курсу и уничтожается прямым попаданием.

Хотя должен сказать, что при просмотре забавность этой ситуации от меня ускользнула, и я вполне был поглощен разыгрывавшейся драмой.

Картинка в новом фильме тоже лучше. Хотя некоторые кадры морского боя оставили неудовлетворенность почти мультяшной графикой. Зато титры авторы сопроводили кинохроникой военных лет, поэтому даже их смотрел с интересом и удовольствием - это дополняло впечатление.

Не знаю, зачем бы стал пересматривать любой из этих фильмов (хотя «Враг под нами» мог бы порекомендовать как иллюстрацию надлежащего отношения к врагу), но оба я смотрел с интересом.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic