aletheiaagathon

Categories:

Деньги, отчуждение и секс

Забавная беседа сегодня состоялась.

Человек лет 30, сидим, разговариваем просто ради разговора. Постепенно выходим на тему «деньги самое важное в мире». Человек (Ч): «Мне вот зарплату только через несколько дней дадут. А были бы деньги, я бы мог ремонт начать делать, мастера нанять».

Я, поддакивая ради поддакивания: «Да, удобно, что можно мастера нанять. С другой стороны, можно же и без денег».

Ч: «Кто мне будет без денег помогать?».

Я (пожимая плечами): «Ну, друзья, например».

Ч, машет рукой: «Друзья же тяп-ляп сделают».

Я, удивляясь: «Почему тяп-ляп?».

Ч: «Так они же не умеют. А кто умеет, тот за это деньги берет».

Я, поддакивая ради поддакивания: «Да, если друзья ремонт делать не умеют, то, наверное, тяп-ляп. Но, наверное, были бы профессионалы в друзьях, сделали бы по дружбе хорошо?».

Ч (по виду задумывается, представляет, как он подружился бы с кем-то ради его профессионального мастерства, но все равно мотает головой и машет рукой, важно изрекая, кажется, жизненное правило): «Чтобы сделали хорошо, нужно платить. Всегда. За любое дело!».

Я (тут у меня уже просыпается интерес): «Прям за любое?».

Ч: «Вообще! За любое!».

Я: «И за секс?».

Ч (видно, что к сексу он это правило не применял, и сейчас размышляет на ходу), не очень уверенно: «Да, за хороший секс тоже нужно платить».

Я при этом уже знаю, что он в браке и вроде как он им доволен. Он в этот момент смотрит на меня и, наблюдая мое растущее веселое удивление, чуть меняет направление: «Не обязательно деньгами. Можно чем-то другим. Менять одно на другое».

По интонации, впрочем, неясно, что именно менять — вполне может быть и предоставление крова, и приготовление еды, или, впрочем, забота и внимание. Поэтому я, с сохраняющимся интересом, уточняю: «Если именно менять, то как насчет менять заботу на заботу, любовь на любовь, внимание на внимание, а секс на секс?».

Ч: молчит.

Я: «Может быть, именно тогда секс и бывает самый лучший, когда человек занимается с тобой сексом именно потому, что хочет от тебя секса, а не чего-то еще?».

Ч: молчит, по виду задумался.

Я, впрочем, не знаю, согласился ли он с тем, что секс лучше всего менять на секс, как и любовь на любовь, – переключились на другую тему. 

А вообще, подумал, это прямо к вчерашнему, как условия, опыт, меняют восприятие человека. Он же, в сущности, суть капиталистического мышления выразил: с человеком напрямую взаимодействовать нельзя, можно только опосредованно через что-то. В этом и есть смысл отчуждения: дело человек делает не ради дела, а ради денег. Даже сексом готов заниматься не ради секса или другого человека, в широком смысле, а ради денег. 

Мне еще недавно встретилось в ленте, в тему: «в советское время снисходительно относились к деньгам, потому что был дефицит». Я подумал, как точно! Пойди в советское время, найди проститутку. Найти можно было, но насколько легко? А все почему? Потому что дефицит! То ли дело сейчас: хоть женщину, хоть мужчину, любых физических параметров. Даже по форме и цвету сосков (фильм «Отель Мумбаи»). Удобно, когда люди готовы продаваться, - заплати и получи услугу.

Сам я, впрочем, в этом согласен со словами Маркса: «Предположи человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и тд. Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. Каждое из твоих отношений к человеку и к природе должно быть определенным, соответствующим объекту твоей воли проявлением твоей действительной индивидуальной жизни. Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье». «Экономически-философские рукописи»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic