aletheiaagathon

Category:

О «позитивной дискриминации», наших и ненаших проблемах

Несколько лет назад приятель рассказывал историю. Он посещал психолога, и тот в числе прочего учил «разделять зоны ответственности». То есть не переживать из-за того, на что приятель не может повлиять, или что вообще его не касается, особенно напрямую. Мой знакомец с трудом понимал это предложение (вопрос и к психологу, вероятно), но дисциплинированно учился применять. И вот однажды его жена горько и с эмоциями на что-то ему жаловалась, а он про себя, как мантру, твердил: «Это не мое дело, я могу не волноваться. Это не мое дело, я могу не волноваться». Соответственно, она ему жалуется, а он с равнодушным видом сидит. Она повышает эмоциональный градус, а он так же не реагирует. Она еще повышает – он не реагирует, знай про себя твердит. Ей в конце концов от этого стало особенно горько, и она кричит ему: «Тебе, что, совсем наплевать, что со мной происходит?!». А он добросовестно, как психолог учил, отвечает: «Это меня не касается, это не моя зона ответственности, не мои проблемы».

Даже когда он мне рассказывал, в его глазах все еще загорался ужас при воспоминании об этих словах. Жена совершенно впала в истерику и бросилась вырывать у него волосы да выцарапывать глаза с криком: «Ах, это не твои проблемы?! Ну, так я сделаю, чтобы они были твоими!!!».

В общем-то, как можно понять, она в этом намерении тогда преуспела, и он понял, что теперь проблемы и у него, и принялся их решать.

А вспомнил я об этом случае, прочитав «На кинофестивале в Венеции объявили, что теперь будут отбирать в конкурс как минимум половину фильмов, снятых режиссерами-женщинами». 

Вспомнил, поскольку два события кажутся мне совершенно аналогичными, и этот ряд дополню еще третьим.

Когда рабочие в 19 веке устраивали стачки и забастовки, они делали это не от хорошей жизни и не ради развлечения (какое развлечение, когда за это бьют полицейские, порой расстреливают, есть риск голодной смерти, потому что зачинщиков потом не будут брать на работу). Они делали это, чтобы сделать свои проблемы – проблемами работодателей. Когда дети рабочих и они сами болели, число несчастных случаев было зашкаливающе высоким, а условия труда вели к преждевременной старости и инвалидности, они обращались с жалобами и просьбами, но наиболее частый ответ: это не мои проблемы. Или знакомое и по нынешним временам: «хотите – увольняйтесь; за забором еще очередь стоит». Могли отделываться подачками, быстро иссякающими, или отсылками к собственным трудностям. Мол, сейчас свободных средств нет, но вы работайте-работайте, и если увеличится прибыль фабрики (когда-нибудь), то еще что-нибудь хорошее, может быть, сделают. Разумеется, рабочие не могли (трудовая жизнь была короткой, трудной и опасной) и не хотели (поскольку знали это) ждать, и у них не оставалось другого выхода, кроме как сделать свои проблемы – проблемами и работодателей. Забастовки и профсоюзы доставляли большие неудобства, и с ними боролись всей репрессивной машиной государственного аппарата. Однако при этом они и давали свои плоды.

Точно так же все возможные «позитивные дискриминации» - это превращение проблем одних в проблемы других. Те, кого ущемляют, (в конкретном примере – мужчины-режиссеры) понимают это и недовольны (логично и естественно). 

При этом, как в примере с рабочими, можно напускать пулеметчиков на демонстрацию пролетариев (или хотя бы ругаться в соцсетях). Можно обреченно говорить: «ну вот, теперь фабрика стоять будет, убытки. Ладно, будем терпеть. Рабочие так долго мучились, надо дать им побастовать». Если эта реакция кажется удивительной, то предлагаю заглянуть в комментарии к указанному посту, там есть реплики (от мужчин) «женщин так долго ущемляли, что теперь нужно компенсировать». А третье, что можно делать, —  задуматься, как менять ситуацию. чтобы дискриминации не было вовсе, ни «позитивной», ни какой другой.

Справедлива ли вообще существующая система? Или следует менять что-то в ней глобально?

Это касается и фестивалей, когда победитель получает всё или почти всё (прокат, славу, бюджеты). Касается руководящих должностей и их оплаты, их влиятельности (в том посте о квотах в руководстве тоже шла речь).

Борьба с «позитивной дискриминацией» — успешная или нет — будет борьбой с симптомами, а не причиной. Причины — иерархическая система и большое неравенство. Симптомы — желание людей биться за место в этой иерархии.

«Пулеметы против демонстрантов» исповедуют принцип «или они, или мы», и бьются за место в иерархии – за то, чтобы они, а не кто-то другой, были на привилегированной вершине. Представители второго пути («надо теперь компенсировать»), на самом деле, тоже исповедуют тот же принцип. Только они не борются, а готовы занимать ущемляемое положение, отдавать другим предпочтительное.

Так как людей, живущих по этому принципу, много, то споров и битв (виртуальных, политических, уличных) по этому поводу тоже будет много. И это, может быть, даже хорошо. Но лично мне интереснее подумать о ситуации, где дискриминации — любого типа — не будет вовсе. Благо, теперь это и моя проблема.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic