aletheiaagathon

Categories:

Несколько замечаний о коммунизме и христианстве

Читая один из списков грехов, обнаружил в нем «исповедание лжеучений, например, … марксизма, коммунизма». 

Составителя списка можно понять. Как писал Маркс, «борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия». Гонения, каким подверглась церковь, - дело недавней истории нашей страны. А вступающие в Коммунистическую партию Китая и сейчас еще должны отрекаться от всякой религиозности.

С другой стороны, едва ли сейчас будет трудно найти человека, который бы одновременно считал себя коммунистом (или хотя бы голосовал за коммунистическую партию), а при этом и православным христианином.

Христианская вера хотя и запрещает восставать против гражданских властей, если они не посягают на свободу вероисповедания, однако лояльно относится к тем, чей бунт окончился успехом. В СССР слова апостола Павла о подчинении «высшим властям» применялись и к советскому государству. В 1904-1905 годы православные в Японии подвергались гонениям за отказ молиться о победе японского оружия. При этом в годы русско-турецких войн православные Константинопольского патриархата молились о победах султанских армий. 

А самое главное, учение Маркса можно разделить на философскую, историческую, политическую и экономическую части.

К экономической части Церковь относится равнодушно: есть одни способы хозяйствования, есть другие, одни справедливее, а другие нет, но в целом, это вторично по отношению к делу спасения души – поэтому противоречия с экономической стороной быть не может.

Взгляд на историю тоже будет, разумеется, отличаться, поскольку если Маркс основой видит экономику, то для Церкви важнее другое. Однако, как и в случае с политической частью, здесь противоречие не будет полным.

Скажем, если рассмотреть марксово понимание истории как совершенствование политического и экономического взаимодействия людей, то со стороны Церкви едва ли можно встретить несогласие. То же будет касаться и политической теории. Если революция Церковью едва ли может быть одобрена, то коммунизм как способ организации хозяйства возражений не вызовет. 

Более того, хотя часто, говоря о христианских воззрениях на государство, сообщают, что идеалом является монархия, то с этим можно согласиться, имея в виду Царство Небесное. Однако говоря о царствах земных, мы видим, что ни капитализм, ни социализм Церковь не погубил. И демократический строй не встречает никакого сопротивления Церкви, не считая мнения отдельных ее членов, которые, как и любой человек, могут иметь собственное видение. Скорее, можно сказать, что коммунизм близок именно к христианскому идеалу жизни общины.

Резюмируя все написанное, можно сказать, что хотя составителя того списка грехов можно понять, и некоторые могут из марксизма и коммунизма делать подобие религиозного лжеучения, но разумнее руководствоваться правилом: хорошее возьми, плохое оставь.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic