aletheiaagathon

Category:

О сотворении мира

Одна из загадок, требующих для меня объяснения, - это как сначала был только Бог, а потом Он сумел сотворить нечто, что не было бы Им, но приводилось Им в движение? 

Я сравнивал проявления Бога с силой тяжести. И то, и другое неискушенный не увидит глазом, не услышит ухом, не учует, не ощутит кожей или языком, но и то, и другое всякий чувствует. И то, и другое может заметить косвенно – по влиянию на объекты. И в модели я описывал Бога-Отца как центр Вселенной, вокруг которого вращаются все остальные объекты; Святой Дух как силу, притягивающую и движущую. Продолжая ее, задумаюсь о сотворении мира.

Представим, что Бог уже есть. Не будучи способными представить Бога, вообразим некую силу в пустом пространстве, всецело наполняющую его. Постольку, поскольку сила действует постоянно, всюду и одинаково – она будет неразличима и неотличима для наших органов чувств. То ли мы воспринимали бы это как нечто одноцветное, то ли как одно и то же ощущение или вкус, или звук.

Представим, однако, что теперь в одной части пространства сила действует значительнее, а в другой меньше. Теперь нам показалось бы, что две эти части пространства – разного цвета. А также разной плотности (ощущения), да и звучат по-разному. Отчего же в этом случае одну часть не назвать «небом», а другую «безвидной и пустой землей»?

Тренированный глаз отличает десятки и сотни оттенков цвета. Это значит, что сила имеет больше двух градаций, верно? Не только «действует» или «не действует», но «действует на единицу», «на две», «на три» и так на сколько? На несколько сотен, тысяч, миллиардов или триллионов, или гуголов? Я упоминаю это, поскольку дальше возможно еще одно изменение силы, и вот кроме двух частей (неба и земли) мы можем воспринимать еще и свет. А его – отдельно от тьмы. А там, где действие силы представляет собой нечто, похожее и на свет, и на тьму, - утро и вечер.

В сущности, если мы ввели фактор пространства, мы можем ввести и фактор времени. В этом случае мы можем не считать, что «свет» это иное значение силы по сравнению с «землей». Это вполне может быть иное изменение во времени. Сила с одним и тем же значением, например, «4», но действующая постоянно, будет создавать у нас другое впечатление, нежели «4», но действующая пять секунд, а потом 0,1 секунды не действующая. Порядок цифр может быть иным, важно само отличие одинаковой силы с разным периодом действия. Таким образом, «свет» и «тьма» могут быть всего лишь разными периодами действия сил со значением «земля» («1») или «небо» («2»).

Представим, что в части пространства, отведенного под «землю», сила получила значение «3». В этом случае она вполне могла бы восприниматься нами как «суша». А все остальное (та же «1») – как «вода». Это бы сразу нам объяснило, почему Дух Божий «носился» одновременно над «землей» и «над водой». Вода и была та сила со значением «1», а одновременно это была часть, отведенная не под «небо», а под «землю».

Так как мы оговорили, что значений силы, возможно, бесконечное множество, то далее не составит труда представить, как «суша» заполнилась растениями и животными. Точно то же мы можем сказать и про создание светил. 

Про все это Бог говорил: «хорошо». То есть все это соответствовало Его воле. И все это Он благословлял: «плодитесь и размножайтесь».  А создав человека, благословил его обладать землей и властвовать над рыбами, птицами, зверями. То есть, по сути, благословил управлять значениями Его собственной силы – из Его любви к Творению.

Резюмируя все сказанное и воображенное, мы можем понять, что по-настоящему в этой картине существует только Бог – Его сила, создавшая все и движущая все. Все прочее же – тварный и тленный мир.

Можем ли мы сказать, в соответствии с этим образом, что созданное (пресловутые изменения и колебания действия силы) не равнозначно силе? Что, следовательно, все создано силой и движется ей, но ею не является? Это важное условие, поскольку иначе это было бы что-то вроде пантеистической картины мира.

Мне представляется, что да, изменения действия силы и создаваемое этим впечатление – не равны самой силе и не тождественны ей. Вспоминая вчерашний пример с ощущением штанги на плечах: изменившееся действие силы тяжести человек воспринимал бы как железную палку с железными дисками на концах, а отнюдь не как силу, притягивающую его. Это ощущение (впечатление) человека – не было бы, конечно, равно самой силе тяжести. Точно так же, как изменение силы не является самой силой: колебания воздуха создают ощущение звука, но звук и воздух – не одно и то же.

В этом контексте не будет ли оправданно поставить вопрос об «иллюзорности» воспринимаемого? Что в таком случае речь идет вовсе не о творении, а лишь о создании такого впечатления?

Здесь мой ответ будет: «нет». Во-первых, некоторые, конечно, говорят про наш мир как ненастоящий, по сравнению с Богом. Это будет верно, поскольку только Он истинный. При этом «иллюзией» мы все-таки называем то, что является ложным впечатлением. А здесь все впечатления истинные – органы чувств сообщают именно то, что и должны, без всякой путаницы – отражают реальность вокруг нас. Во-вторых, никакое иное Творение нам в рамках этого образа и недоступно. Пусть мы привыкли рассуждать о тварном мире как созданном из частиц и вещества, однако мы понимаем, что изменение сил создало бы такое же впечатление – частиц и вещества. И никакой иной тварный мир (какой мог бы быть «настоящим», а не «иллюзорным») нам и не известен. Следовательно, если и можно говорить о какой-то «ненастоящести» этого мира (со всеми известными и понятными оговорками на этот счет), то только в сравнении с Богом-Творцом и единственной истинной сущей «реальностью». А на этот счет в сопоставлении Божественного и тварного ни у одного христианина, кажется, сомнений никогда не было.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic