aletheiaagathon

Category:

Рейтинг лучших мужских фильмов, известных мне

Когда я пишу «мужское кино» в поисковике или на киносайтах, то обычно вижу рейтинги с фильмами в духе «Крепкий орешек». Хотя «Крепкий орешек» это не мужское кино, а популярный голливудский жанр, как главные школьные лузеры побили самых крутых и популярных школьных парней.

Но, видимо, многие составители таких рейтингов определяют «мужественность» фильма по наличию стрельбы и другого «экшена». В фильмах, которые я буду упоминать, «экшена» будет тоже в достатке, но он выполняет исключительно декоративные функции (ну, и для расширения аудитории и развлечения некоторой ее части). А что я считаю мужскими качествами, за которые именно эти фильмы и отобрал, именно в коротких описаниях отмечу.

Каждый фильм люблю настолько, что наверняка уделю по тридцать минут и напишу отдельный пост о каждом. Но пока их только перечислю.

«Хоббит. Нежданное путешествие» 

«Хоббит. Битва пяти воинств» Мальчишка, который уже знает мужское поведение. Отец, который знает, как заботиться о сыне. Захват лидерства (Бард). Короля делает не корона (линия Торина). Духовная эволюция от идолопоклонства к настоящим ценностям лидерства. Только что собирались воевать, но вот уже выступаем вместе против общего врага. И, конечно, сами армии. Мужчина умеет командовать, умеет подчиняться, умеет быть сам по себе. И слаженные действия эльфов, гномов, равно и орков, подчиняющихся каждому жесту и сигналу главнокомандующего, - говорят об их дисциплине и самоконтроле.

«В 3:10 на Юму» 1957. Важно не перепутать с сиквелом, снятым в 200-х, где оставили декорации и перестрелки, но перевернули с ног на голову ценности. 

«Вампиры» 1998. Джон Карпентер тот, кто близок мне своим творчеством. Он восхищался в детстве дешевыми фантастическими фильмами, и я тоже (хотя и дорогими, разумеется, тоже). Его фильмы посвящены деятельности мужчин, и мне это интересно.
Здесь, если убрать фантастический антураж, Джек Кроу, герой Джеймса Вудса, берет подряды и нанимает для их выполнения низкоквалифицированный (наследники советского стиля сказали бы «маргинальный») персонал. Какие именно подряды, абсолютно не важно, пусть даже уборка мусора. Важно, что их интересы столкнулись с конкурирующей бандой головорезов, и, как в типичном вестерне, закончились уничтожением одной из сторон. Лучшая линия фильма, где Монтойя (герой Болдуина) влюбляется в женщину и переходит на сторону врага, но перед этим помогает победить своему другу и начальнику. А тот потом говорит: «За мной должок. Три дня. У тебя три дня. А потом я выслежу тебя и убью». И Монтойя отвечает: «Бог в помощь, друг». И Кроу шепчет: «Удачи, друг». И делает жест словно пытается помочь другу забраться в автомобиль, но тот, хотя и израненный, справляется, и рука повисает в воздухе, даже не замеченная Монтойей.
Карпентер снял много кассовых фильмов и награды получал за другое. Но для меня вершина его творчества именно эта линия, эти эпизоды – как он их задумал и воплотил.

«От заката до рассвета-2: кровавые деньги Техаса» здесь уже, соответственно, не удивят. Режиссер другой, но тоже лидер собирает бригаду на подряд, тоже превращается в вестерн. Тоже друг оказывается вдруг, а враг другом. За сцены, где Бак Роджерс собирает бригаду, руководит ею, будучи всего лишь номером 2, и за его разговор с Отисом в финале – так высоко ценю этот фильм. Ну, и конечно, за то, что там никто не ноет и не жалуется, как бы он ни страдал. Ну, и за шутку Отиса: - Скучаешь по сигаретам? – Иногда. После хорошей еды. Хорошей чашки кофе. Хорошего секса. В общем, не очень часто. Нечасто.

«Прощай, друг» 1969. Дуэт Чарльз Бронсон – Ален Делон уже выглядит многообещающе. Но сам по себе еще ничего не гарантирует. Однако сценарий и режиссура помогают им показать себя мужчинами.
Одну любимую сцену не назову, но пусть будет та, где Делон в бане проигрывает все свои деньги. Он хватается за бритву и угрожает тому, кто его обыграл (непохвальное поведение, но мы же понимаем, какой контингент герои фильма). А тот смеется. Пусть он видит, что его защищают бритвы его товарищей, но лезвие у горла всегда намекает на экзистенциальность выбора. И он произносит (может быть, не в этот момент, а чуть раньше): «я не такой красавчик, как ты, мне нужно платить женщинам». Что он делает? Конечно, повышает чувство значимости того, кто чувствует себя униженным поражением.

«Брат» 1997. Как и в предыдущих фильмах, история с перестрелками это декорации. А настоящее содержание – взросление молодого мужчины в большом городе. Начинает с ночевок на чердаках и попоек с завсегдатаями кладбища, а заканчивает высокооплачиваемым востребованным специалистом. Возможно, сводить перестрелки здесь, как и в предыдущих фильмах, лишь к декорациям, будет не совсем верно. Это и способ ставить героев в ситуации экзистенциальных выборов.
Здесь отмечу, как образцово и технично Данила Багров выводит, например, из состояния шока. С радиорежиссером в «квартире смерти» болтает о пустяках. Оценим «дашь кассету переписать?». Этой фразой он дает понять, что у «режиссера» есть будущее. И он в этом будущем якобы даже будет полезен Даниле. Есть ли лучше способ сказать «я тебя не убью», чем этот невинный вопрос? А брату Вите он сообщает это, вспоминая детство и то, как старший брат заботился о нем, младшем, прежде чем весьма спорно стал вести себя с ним, взрослым.

От фильмов с положительными героями («Хоббит») через «серую» зону к теневой стороне мужского мира. 

Здесь «Крестный отец» 1 и 2, и «Новый мир» 2013.

В первой части Крестного отца мы видим верность семье и друзьям, благодеяния, смелость. Дисциплину и самодисциплину, самообладание. Открывающая сцена показывает нам, как дон Корлеоне перехватывает эмоциональное лидерство. Его посетитель приходит к нему, презирая и пренебрегая, а уходит, полный уважения, почтения и благодарности.
Во второй части Крестного отца в истории молодого Вито мы видим, как тот не имел семьи, но создал ее. И как Майкл Корлеоне унаследовал семью, но начал разрушать ее в конце первого фильма и уже почти совсем уничтожил к завершению второго.

В «Новом мире» гораздо чаще мы видим, как действуют силой и принуждением. Даже «шеф Канг» влияет на своих полицейских шантажом и угрозами. Зато можем и заметить, когда он допустил смертельную ошибку: когда уничтожил досье Джа Сунга. А ведь угрозы были его главным инструментом к тому времени.
Зато видим, как начальник самого Канга удерживает его: «а кто будет руководить операцией вместо тебя? Я слишком тупой для этого».
И, конечно, сила дружбы – вот за что еще люблю. 

Самый сомнительный для меня вариант, который все же включил, - сериал «Бригада».
Я его посмотрел полностью только год-два назад. А когда он был самым рейтинговым телевизионным сериалом, я им пренебрегал из принципа – «как можно прославлять бандитов!».

Посмотрев во взрослом возрасте, обнаружил, что метасообщение сериала обратное – не ходите в бандиты. Для этого сначала показывают, как самый лучший и сильный герой – Саша Белый – всеми силами избегает этого пути. Потом показывают, как он пытается легализоваться, но его вынуждает остаться бандитом «контора». И время от времени (едва не в каждой серии) жалуются: «мы просто летим, как в самолете, и ждем, когда врежемся в гору»; «у тебя жизнь сломана, у меня сломана – а ведь мог бы быть вулканологом». И, конечно, завершают демонстрацией «умерли все, остался один Саша». Да и того в конце то ли убили, то ли нет. А сколько и каких было споров-обсуждений среди моих однокурсников в то время «почему же Макс их предал??».
Да и время от времени показывают актеров, больше похожих на бандитов настоящих (Кабан, Бек, другие), и, как в случае с Беком, показывают так, чтобы вызвать отвращение. Обаятельность главных героев делают актеры, их сыгравшие, и режиссер. И даже если зритель не понимает этого умом, то, полагаю, постигает «интуитивно». Поэтому мою былую главную претензию «пропаганды бандитизма» я после просмотра снял – решил, что, скорее, отваживает от бандитского пути, чем привлекает к нему.

А самая любимая сцена – с главным антагонистом.
Когда после уничтожения эшелона с оружием герой Панина выживает, он находит какую-то палку вместо костыля и ковыляет вдоль дороги. Его догоняет БТР с нашими солдатиками, и их старший спрашивает: - Братиш, ты русский? – Русский я, русский. – А откуда? – Восстал из ада. – А куда? – Мне в больничку бы. – Ну, залазь. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic