aletheiaagathon

Category:

«Каждому по потребностям». Каким?

Фото взято с https://regnum.ru/news/polit/2333001.html
Фото взято с https://regnum.ru/news/polit/2333001.html

Когда мы говорим о доходе как об удовлетворении потребностей, мы понимаем, что речь может идти не только об одежде, питье, крыше или еде. Уважение, самоуважение и многие другие тоже включаются в этот список. И, возможно, в этом контексте нам легче будет понять, почему движение «меньшинств» относят к марксистским, хотя и с приставкой «нео».

Если мы говорим «каждому по потребностям», то мы имеем в виду не только сто сортов колбасы, но и возможность определять свою жизнь, контролировать ее (с кем общаться и как), защищенность, творчество и многое другое, чего человек жаждет, когда он наелся.

И в этом контексте неудивительно, что в разговорах о «безусловном доходе», как и в разговоре о «правах меньшинств», часто звучит «дай палец, по локоть откусят». Имея в виду, что сначала пособие 500 евро, потом станут требовать 1000, а потом «просто на шею сядут». Аналогично «меньшинства» сначала требуют не дискриминировать их, потом не называть «пидарасами», а потом «заставят всех в попу целовать».

А кроме того, «если будет базовый доход нормальный, то вообще никто работать не будет», и «если нормально относиться к пидарасам, то полстраны в задницу трахаться станет».

В случае с деньгами человек думает, что они будут изыматься из его личного кармана (а не добавляться туда косвенным образом). И в этом случае мы однозначно похвалим его трудовую этику (он не рассматривает себя как иждивенца) и ответственность (заботится о судьбах всего общества). Также, разумеется, я не готов однозначно говорить о будущем времени, не произойдет ли так, что именно из его кармана изымут. При этом, как писал выше, считаю логичным следствием нынешних процессов обратное – в его (наш) карман добавят, а не изымут.

И то же самое возможно применительно к рассуждениям о потребностях в уважении, признании и других.

Человек (1) может опасаться, что если кого-то (2) будут не презирать, как раньше, а относиться нейтрально или, того больше, с уважением, то презирать начнут человека1. 

То есть он может полагать, что если у кого-то уважения прибыло, то у кого-то убыло. Если уважают «пидарасов», то презирают «мерзких цисгендеров».

Такое его суждение вполне обоснованно. Нам легко представить (а кто-то и воочию знает) компании, где ситуация может быть именно такой. Компании, где обязательно должен быть кто-то презираемый и унижаемый. И если кого-то презираемого в статусе повышают (например, волей вожака), то на его место ставят другого.

Человек, который, может быть, подобное даже наблюдал, испытывает понятную нервозность, тревожась, кого же «опустят» взамен? «Пидараса» станут уважать, а кто станет «опущенным»?

Призыв обеспечить выживание всем вызывает болезненное предчувствие потери собственных доходов («подпишитесь на журнал в помощь голодающим детям Германии»). А призыв уважать каждого вызывает боязнь то ли за себя (не он ли будет новым «опущенным»), то ли за других членов стаи («не хочу, чтобы их опускали! А без опущенных не бывает, значит, либо пидарас будет в опущенных, либо кто-то из них, а я не хочу, чтобы они были опущенными!»).

Наблюдая за историческим процессом в последние пару столетий, мы можем сказать, что историческая логика действует, скорее, обратным образом.

Бедные становятся богаче (по критериям Адама Смита, средний российский обыватель богаче любого герцога восемнадцатого века), но богатство прежних богачей увеличивается еще значительнее.

Свободу человеку уже не нужно заслуживать, всякий россиянин с ней рождается. А при этом у тех, кто был свободен ранее, свободы тоже прибавилось.

При этом для нашего сомневающегося человека этот пример может быть не убедителен, и мы даже с пониманием к этому отнесемся. «Прошлые доходы не гарантируют таких же будущих». Мало ли что было в истории раньше, и какая логика? Будущее может быть совершенно иным, в том числе нам неизвестным.

И, вероятно, такие размышления и опасения стоит учитывать, обсуждая безусловный базовый доход и его перспективы.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic