aletheiaagathon

Category:

Идеология и четыре паттерна мышления

В циническом паттерне никакая идеология не имеет смысла.

Животное знает «своих» и «чужих». Тех, кто представляет угрозу, и тех, кто полезен чем-то. Животное реагирует на предпринятые действия (одобрением желательного и агрессией на нежеланное). 

Животное может заключать союзы и разрывать их. Может хранить союзнические отношения очень долго, а может и действовать «оппортунистически»: ситуативно объединяясь с кем-то сегодня и враждуя с ним завтра.

То есть на уровне животного (цинического паттерна мышления) имеют значение конкретные человеческие связи, но идеологии (как лояльности более крупной группе, чем можно охватить личными знакомствами и взаимоотношениями) места нет.

Точно так же сомнительно, что идеология может быть обоснована материалистически. 

«Собака лежит на камне, потому что они похожи». Если все есть материя и всего лишь перетекает из одного состояния в другое, то ради чего и зачем можно действовать? Стремиться создавать новые формы движения материи то же самое, что рисовать на песке или «строить воздушные замки». Может быть, впрочем, что и это имеет смысл. Как минимум, для отдельной особи (особей). Но возможно ли сделать из этого идеологию? Я не знаю.

В случае с христианским мировоззрением, напротив, «идеология» проработана хорошо во многих разных направлениях. И здесь можно говорить об оценке соответствия идеологии христианскому учению. Или о выборе различных направлений христианской мысли.

Наибольший же простор для формирования идеологий создается в атеистическом мировоззрении. Поэтому, думаю, не только я при слове «идеология» представляю в первую очередь общество секуляризованное, а не религиозное.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic