aletheiaagathon

Category:

О гуманистической этике. Вынес из обсуждения

Я выберу вот как понять ваш вопрос. Я предположу, что вы спрашиваете  меня: а какой этикой руководствуетесь вы, уважаемый aletheiagathon,  когда говорите о своем гуманизме?
И на такой вопрос я с удовольствием отвечаю

Коротко  и упрощенно говоря, этика для меня это "как поступать". Этическая  задача та, которая предлагает решить, как поступать в заданных ею  условиях.
Моя этика определяется двумя типами соображений:
1. Разумные - вижу цель, знаю ценности, подбираю путь и методы, подходящие для достижения.
2.  Так сказать, апофатические - имею внутренний компас (те же ценности),  понятия не имею, куда они приведут, но "иду по приборам" и  руководствуюсь ими.

"Апофатические" в контексте вопроса, наверное, значения не имеют.
А  "разумные" означают, что да, решаю этические задачи: есть такая-то  цель, которую хочу достичь, и такие-то ценности, которые определяют, что  не всяким путем и методом я воспользуюсь.
В большинстве ситуаций это  просто, так как задачи типовые, то есть уже решенные кем-то до меня,  часто встречающиеся и потому действия в них шаблонные. Например, если  наступил кому-то на ногу, то сказать "извините". Если встретил человека,  то сказать "здравствуйте". Это ситуации взаимодействия с человеком,  поэтому их можно представить как этические задачи (как себя вести?). Но я  могу позволить себе не тратить силы на решение этих задач, так как  ранее их кто-то уже решил, и его ответ меня устраивает.

Одновременно  есть задачи, которые либо никто не решил, либо решение мне неизвестно,  либо оно меня не устраивает. Например, которую задавали вы: чья жизнь  ценнее? Папы или мамы?

В таких случаях я всего лишь отдаю себе  отчет, что я либо не знаю решения, либо оно меня не устраивает, либо  задача вовсе мне не актуальна, я и думать о ней не хочу.

Зная  контекст нашего общения на эту тему, я предположу, что вы можете  спросить: а разве наличие таких нерешенных задач не заставляет вас  усомниться в верности собственного ориентира? не заставляет вас подумать  о том, чтобы выбросить гуманизм, который делает вас таким разборчивым?  может быть, без него вам откроются методы, с помощью которых вы решите  эти задачи, вместо того, чтобы биться над ними бесплодно?

На такой вопрос я отвечу, что для меня это как предложение выбросить математику, потому что в ней тоже есть нерешенные задачи.
С  гуманистической этикой так же, как с математикой. Сначала жили по  принципу "мог ли я не дать ему в морду?". Потом придумали решения, в  каких ситуациях мог не дать. Потом еще и еще. Решали сложные задачи (как  целое государство организовать более гуманно, чем было раньше) и  маленькие (говорить "здрасьте" или "салют", или "бонджормо", или  "здравия желаю, ваше высокопревосходительство").
Поэтому для меня это нормальный процесс. Я вижу, что эти гуманистические задачи решаются, и мы имеем уже очень много образцов.
Точно  так же мы имеем новые задачи, ставящие перед нами новые вопросы. Ну,  так, возвращаясь к примеру с математикой, это же нормально. Так и должно  быть. Это значит, что наука (этика) развивается. И это для нас хорошо,  это радует.
Сотни лет, говорят, не могли теорему Ферма доказать. С  одной стороны, печально, с другой стороны, ну, и ладно, часто ли она  была нужна? Вероятно, не чаще, чем бандиты требовли от кого-то убить  папу или маму. Зато и доказали ведь эту теорему в конце концов.
Возможно,  не все задачи решат - как математические, так и этические. Возможно, не  при нашей жизни. Но для меня наличие нерешенных задач не повод,  во-первых, выбрасывать математику и гуманистическую этику; во-вторых, не  повод отказываться от работы по решению новых, важных мне и актуальных,  задач.

Скорее, даже наоборот. Для меня это повод радоваться,  восхищаться и хвалить: как многого мы уже добились! Ну, правда, в  большей части не мы, а наши предшественники - это их заслуга, это они  решали этические задачи, и их ответами мы сейчс пользуемся. "Мы" это с  мой стороны примазывание ко всему человечеству.
Но в конце концов,  если я хотя бы не забываю, что они делали, как и зачем. Если я хотя бы  на школьных уроках решаю их уравнения и заучиваю их теоремы - значит, я  хотя бы храню память о том, чего они добились. И пользуюсь этим - они  ведь этого хотели - чтобы мы пользовались их открытиями. А при этом,  глядишь, я и новые открытые задачи тоже решить сумею. МЫ сумеем.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic