aletheiaagathon

Categories:

О политической системе координат

Я считаю, что в двадцатом веке главными политическими ценностями были индивидуализм и коллективизм, а также сила (очень широко понимаемая) и защита слабых (тоже в широком смысле). И самые известные политические процессы развивались в их сочетании и балансе. Поэтому характеризуя общественные течения, идеологии, я использую систему координат, где двумя углами четырехугольника являются индивидуализм (анархизм, либерализм) и коллективизм (коммунизм, фашизм), а двумя углами -«левые» (анархия, коммунизм) и «правые» (либерализм, фашизм). Ни одно из этих слов я не наделяю эмоциональной окраской и постараюсь в пояснении это показать.

Противопоставление «индивидуализм-коллективизм» объяснить, думаю, проще всего, об этом много говорилось и писалось. Я только акцентирую внимание на том, что индивидуализм предполагает приоритет личности, индивидуальности, ее развития и сохранения. А мы, вероятно, знаем, что сохранение индивидуальности не равно сохранению жизни человека. Люди жили и тысячи лет назад, но в известной нам культурной истории индивидуальность мы выделяем с эпохи Ренессанса, не ранее. А коллективизм предполагает выживание (процветание) группы, объединенной каким-либо признаком. Так как самые значимые политические движения двадцатого столетия (коммунизм, фашизм, либерализм) ставили задачей биологическое выживание, а Бог (боги) либо отрицались, либо выносились за скобки, то и я здесь буду иметь в виду именно это.

«Правый» подразумевает опору на условно сильного и заботу о сильном. «Левый» подразумевает опору на условно слабого и заботу о слабом. 

Таким образом, и коммунизм, и фашизм являются коллективистскими движениями: во главе угла стоит выживание (процветание) коллектива, а «голос единицы тоньше писка». При этом фашизм является правым коллективизмом, так как делает основой своей идеологии опору на сильных (как бы он их ни понимал) и поэтому приветствует такие формы общественной и экономической жизни, которые способствуют выигрышу сильного (например, рыночную экономику). Коммунизм является левым коллективизмом, так как основой его идеологии является защита слабых. Пусть, разумеется, в процессе своего развития и организации слабые становятся сильными. Важно, что сильными они становятся именно благодаря этой своей организации.

Правый либерализм основывает свою идеологию на правах личности. И так как он правый, то декларирует, в первую очередь, равенство прав – а дальше, мол, пусть сильный сам добьется своего.

Левый либерализм тоже ставит своей целью развитие личности. Однако опирается на слабых и угнетенных, поэтому говорит о равенстве возможностей – о том, чтобы усилить слабых до уровня, на котором они будут способны проявить себя.

Логически рассуждая, на левый фланг индивидуализма следовало бы поставить анархизм. Однако он в истории двадцатого века был представлен мало. А вот с леволиберальной идеологией мы можем хорошо знакомиться и сейчас.

Таким образом, всякий раз, когда мы говорим про обеспечение прав и свобод личности, мы сдвигаемся в сторону индивидуализма. Когда предлагаем права и свободы ограничить в интересах группы (большинства) – сдвигаемся в сторону коллективизма.

Когда мы говорим о равенстве возможностей и защите слабых и угнетенных, мы сдвигаемся влево. Когда мы говорим «пусть победит сильнейший» и заботимся о создании системы, наиболее выгодной сильным, - мы сдвигаемся вправо.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic