aletheiaagathon

Category:

Что такое «духовная власть», часть третья «Апофатическая»

Хорошо, что познавать нечто можно, не только пытаясь обозначить позитивные характеристики, но и негативные служат этому очень хорошо.

Например, я говорю о «духовной власти» и об управлении разумом. Может быть, я имею в виду «идеи» или «идеологию»?

Идеология совершенно точно не является духовной властью, если понимать ее как комплекс мыслей, утверждений, теорем и, хуже всего, аксиом. Если идеология как собрание гипотез и рекомендаций подразумевает наличие постулатов, в которых нельзя сомневаться, то она не может обладать духовной властью. Она может быть предметом симпатии, увлеченности и даже страсти. Но так как она ограничивает разум и требует его отказаться от чего-то (например, допущения, что постулаты – один или несколько – неверны), то она не может им властвовать – дух дышит, где хочет. То есть идеология может быть предметом интеллектуального интереса и развлечения или даже средством достижения практических выгод (как евклидова геометрия до Ренессанса в первом случае, и как она же после Ренессанса – во втором), но «духовная власть» это не про нее. Не случайно, полагаю, при слове «идеология» мы часто вспомним принуждение силой.

Точно так же «духовной властью» не может обладать идея. Значение этого слова у Платона я объясняю детям примерно так: представь очень маленькое микроскопическое семечко, которое глазом даже заметить, может быть, нельзя. И вот оно может быть незаметным, но в то же время содержит в себе уже всю информацию о том, каким будет растение – какие листья, корни, цветы, плоды. Семечко это идея, а выросшее растение – это ее, идеи, воплощение. При этом в зависимости от того, в каких условиях растение развивалось, воплощение может быть более или менее полным, более или менее хорошим.

И, конечно же, в этом контексте «идея» не может обладать «духовной властью». Хотя носитель или распространитель идеи может обладать, но это будет такой же случайный признак, как толщина или худоба.

Может быть, больше подойдет понятие «универсалии»? Тем же детям аристотелевские универсалии я объясняю на астрономической модели. Где «форма» или «душа» это центр притяжения, вокруг которого формируется небесное тело, а «универсалии» это нечто столь же масштабное и влиятельное, как звезды, вокруг которых вращаются планеты, астероиды, пыль (мы, люди). И эти силы притяжения и отталкивания организуют всю нашу жизнь. Так, может быть, под «духовной властью» я понимаю силу притяжения к одной из универсалий? А некто может обладать духовной властью надо мной, поскольку через связь к ним я могу приближаться к универсалии?

Но это больше будет похоже на «ценности» и стремление к ценностям. Хотя слово «притяжение» соответствует «духовной власти» на уровне ощущения.

Что ж, для трех этапов размышления это, наверное, неплохой результат.

Позитивно определить как «управление (направление) разумом (духом)». Негативно определить как: «не является властью силы, денег; не является манипуляцией; не является стремлением к ценности; не связано с идеей или идеологией».

Неплохо, хотя недостаточно и потребует, видимо, следующих этапов.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic