aletheiaagathon

Categories:

Что такое «духовная власть», часть вторая

В которой я, с одной стороны, прихожу к банальной мысли, что духовная власть это управление разумом (учитывая, что я часто использую «дух» и «разум» как синонимы, такое утверждение неудивительно). А с другой стороны, сообщаю, что «дух» неизбежно будет принадлежать и «апофатическому», поэтому отмечаю, что не всякое управление разумом будет духовной властью. Например, многие широко известные манипуляции (тоже «управление», но с негативным отношением) позволят направлять внимание, задавать тему мышления, отвлекать, сбивать и так далее. Цели управления могут быть достигнуты такими способами, но совершенно очевидно, что это не будет «духовной властью».

Примеры и рассуждения под катом. 

Чтобы не отождествлять духовную власть только с Божественной, стоит привести и другие примеры. 

Скажем, мудрый и разумный наставник. Мудрость, чтобы понимать что и зачем, а разумность, чтобы уметь объяснить и рассказать. Зачем это или зачем то? У мудрого наставника, превосходящего воспитанника знаниями и опытом, есть ответы на большинство вопросов. А если ответа нет, он говорит: «не знаю» или «это еще предстоит узнать», или «я не знаю, но вот такие-то люди говорят так…».

Судьба – тоже пример духовной власти. Покориться судьбе – не то же самое, что покориться силе, хотя и может казаться, что фатум это наибольшая сила, так как управляет всем. Но фатум это еще и необходимость, это постановка вопросов. Может быть, сам ставил бы вопрос, как выращивать капусту, но фатум ставит вопросы выживания империи, и выбрать последнее значит покориться судьбе. То есть ставить вопросы – это форма духовной власти.

Какие еще примеры?

Вебер определяет как источник власти обычай. Но в этом контексте обычай будет частным случаем мудрости: кто-то, кто установил эти правила, знал лучше и был мудрей. А даже если в этом есть сомнения, то на его стороне многократная проверка опытом, а у нового только гипотеза, расчеты и несколько экспериментов.

Легитимность это и вовсе фиксация факта вместо ответа на вопрос. Сказать «подчиняются кому-то, потому что они подчиняются ему». В лучшем случае, речь идет о делегировании авторитета: от Бога к королю, от короля к чиновнику, от народа к президенту.

То есть Вебер помощником не будет, но и названные четыре примера не исчерпывают не то что всех сторон духовной власти, но даже и их большей части. Так какие еще примеры?

Наверное, самый очевидный ответ будет достаточно хорошим – проповедник. Тот, кто знает нечто лучшее или высшее, чем я; или лучше понимает его; или лучше выражает. Это не будет равно наставнику, поскольку речь будет о другом – не о большей мудрости, а о знании именно чего-то лучшего, чем известно или понятно мне.

Умеющий убеждать – тоже будет обладать духовной властью. Это вновь отчасти будет пересекаться с примером мудрого наставника (тот тоже может обладать способностью к убеждению), но не будет совпадать, поскольку умение убеждать не означает больших знаний или большей мудрости. Тому, кто меня убедил, я могу подчиниться не потому, что он больше или лучше знает, а исключительно в силу того, что он меня убедил.

Воплощающий собой образец того, чем или кем хочу быть я, тоже будет обладать духовной властью. Подчиняться ради того ли, чтобы быть рядом, или ради того, чтобы помочь ему воплотить то, чем он является и к чему стремится.

Воплощающий важнейшие для меня ценности (вот и о них речь зашла) тоже может обладать духовной властью.

Чем больше примеров перечисляю, тем более простым и очевидным становится это понятие.

Существенно превосходящий меня – может обладать духовной властью. Это не будет равно мудрецу, поскольку речь не о превосходстве в мудрости, а в доблести, например. Это не будет равно «образцу, кем я хочу стать», поскольку превосходство может быть таким, что я никогда не стану таким, как он.

Делегирование духовной власти от кого-то высшего к кому-то меньшему тоже будет источником, как и в случае с другими видами власти.

Перечисленные примеры не позволят дать исчерпывающего определения, но достаточны, чтобы сформулировать то, чем можно будет оперировать.

Таким образом, духовная власть предполагает превосходство в духе (первые два примера) или разуме (третий), или умении ограничивать либо расширять пространство выбора, спектр стоящих вопросов (четвертый); или приобщении к чему-то лучшему, чем знаю я (пятый); убеждение (шестой); существенно превосходящий меня, воплощающий мои ценности или то, чем я хочу быть (девятый, седьмой и восьмой); делегирование духовной власти от кого-то, кто ей обладает (десятый).

И рабочее определение духовной власти можно сформулировать так: духовной властью обладает тот, кто управляет моим разумом (духом). Не сердцем (душой) – это и обезьяны могут. Не телом – тоже могут обезьяны. А именно разумом.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic