aletheiaagathon

Category:

Что такое "духовная власть"

Мысль о духовной власти мне достаточно интересна, чтобы я написал о ней несколько сообщений.

Сказав, что признаю только ее, считаю разумным дать определение – что же это такое, о чем я говорю.

Это я планирую сделать, разбирая один за другим примеры духовной власти (в нескольких сообщениях), чтобы потом объединить все характеристики в одной формулировке, и называя примеры того, что духовной властью точно не является, – ведь определить значит ограничить, а ограничить значит определить.

Например, есть власть, достигаемая насилием. И склониться перед силой только потому, что она сила, - стыдно. Или, вернее, недостойно. Лучше принять казнь, но не кланяться идолу.

Делать что-то только ради денег или вещей – недостойно. Лучше жить нищим или умирать от голода, но не подчиниться такому.

Делать что-то только потому, что так решило большинство, - может быть, лучше, но по-прежнему недостойно. Вспоминая юношеские беседы: «если, как в Германии, прикажут убивать случайных людей, тоже пойдешь, что ли?».

Но что же тогда «духовная власть»? Она равна понятию «ценность»? Некоторые за «ценности» и жизнь отдают, и не продают их ни за какие деньги. А ценности эти, например, свобода или истина, или любовь.

Но я не согласился бы, если бы мне предложили отождествить «ценность» и «духовную власть». И веберовскую «харизму» отверг бы тоже. Но что бы я тогда имел в виду?

Подчиниться воле большинства, потому что «глас народа – глас Божий», - хороший пример. Подчиниться царю, потому что он «помазанник Божий» - тоже. Здесь удачно иллюстрируется и то, что «духовная власть» не равно ценности (мы же не станем отождествлять Бога и некую «ценность»), и приводится сам пример такого подчинения.

Это можно объяснить Божественным происхождением: «сердце царя в руке Божией», и тогда его личные качества вторичны, поскольку основное руководство осуществляется Провидением. А можно и теми же соображениями, по каким занимаются «Бигдатой»: поведение одного человека предугадать может быть сложно, он всегда может сделать неожиданный шаг; однако большие коллективы людей действуют по одним и тем же, и потому предсказуемым, образцам. Один человек может сделать глупость, принять неразумное решение и даже действовать себе во вред, но большие массы людей делают то, что для них хорошо. Лучше, чем «Бигдата», это может иллюстрировать «невидимая рука рынка»: один человек, тем более на короткой дистанции, может действовать невыгодно и неразумно; однако на длинной дистанции множество покупателей сделают верный выбор и оставят в игре самых лучших продавцов. Таким образом, хотя средний человек может ничем не превосходить, или даже уступать, состоящий из таких средних людей народ может «выражать волю Божью» - выбирать то, что лучше всего для этой большой группы.

С условным «царем» такую логику выделить сложнее, но тоже возможно. С одной стороны, лидер стал лидером, потому что Бог ему позволил. Было ли это на стадии, когда Он раздавал таланты (бодливой корове рогов не дает), или когда позволил одержать победу над сильным противником (Божий суд, как в «Айвенго», где раненый и обессиленный главный герой побеждает могучего и полного сил Буагильбера). С другой стороны, если исключить «гипотезу Бога», лидер должен учитывать мнения и баланс сил влиятельных групп, иначе не сможет править. А это уже вновь выводит нас на те же соображения «больших чисел», что и абзацем выше, в рассуждениях о «народе».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic